четверг, 16 февраля 2017 г.

Альтернативные способы оценивания младших школьников на уроках физической культуры

«Надо воспитывать человека пока он лежит поперек лавки», - эта древняя мудрость как нельзя лучше подходит при формировании физических качеств человека с самого юного возраста. Чем старше становится человек, тем сложнее прививать ему заботу о собственном здоровье. В младенчестве формирование основных физических качеств дается довольно легко, быстро и результативно. Потребность заниматься физическими упражнениями также обычна, как сон, еда… Необходимость двигательной активности проявляется в большой потребности младших школьников к различным движениям, подвижным играм.
Двигательный аппарат детей 6-10 лет приспособлен в основном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие,- поддержание позы сидения - переносятся хуже.
Поэтому младшие школьники с таким удовольствием посещают уроки физкультуры, где у детей формируется определенный двигательный опыт, развиваются физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость. Ребята учатся правильно ходить, бегать, прыгать, метать и пр.

Первоклассников надо чаще поощрять, отмечать положительные сдвиги в освоении упражнений, подбадривать, если у них что-то не получилось. Однако оценка действий младших школьников должна быть обязательно объективной, содержательной и дифференцированной, отражать индивидуальные успехи и возможности ребят.
Для повышения заинтересованности  учащихся в улучшении результатов, организуем соревнования между классами. Так, в начальной школе учреждён титул чемпионов, например: «чемпион по бегу на 30, 60 м», «чемпион по прыжкам в длину с места», с разбега», «лучший (-ая) по метанию мяча, в подтягивании, отжимании» и др. Присваивается титул по результатам проведённых  зачётов, соревнований как правило под конец учебного года, полугодия или четверти.
Успешно нами используются такие действенные приемы самовоспитания как «задание самому себе» или самообязательства. Например, принимая тест по подтягиванию детям, особенно мальчикам, которые не подтягиваются ни одного раза, даю задание: «Подумай, сколько раз ты будешь ты подтягиваться к концу четверти. Я покажу тебе специальные упражнения, которые должны тебе помочь". Ребенок сам себе ставит цель и постепенно идет к ней. 
Постоянно используются на уроках и словесные оценочные выражения: «Как считаешь, ты справился с заданием?». Дети на самом деле довольно строги к себе, они в состоянии оценить, насколько они успешны или неуспешны. Такие вопросы позволяют еще раз обратить их внутренний взор на себя, оценить себя, проанализировать свои действия и их результат.  Это дает свои плоды. Когда ученик начинает справляться с ранее трудными для него физическими упражнениями, он осознает, что успех - это не что-то мифическое, а результат его труда. И тут важно не забыть подбодрить, показать, что ты тоже видишь чего он достиг: "Ты молодец, достиг хороших результатов! Главное – никогда ничего не бойся!"
Учащиеся к окончанию 4 класса приобретают вместе с необходимыми знаниями, умениями и навыками и такие важные для дальнейшего физического совершенствования качества, как уверенность в своих силах, «разумную смелость» в освоении новых, более сложных упражнений. 

2 комментария:

  1. Я познакомилась с данной статьей. Действительно, я полностью согласна с тем, что дети в младших классах более восприимчивы к физическим нагрузкам и двигательной активности. Нужно с ранних лет прививать им любовь к спорту. А вы выделили отличные способы сделать это!

    ОтветитьУдалить